Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Это зависит не только от школы, но и от Вас.
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются:
- дети переходят от одного основного учителя к многим – а значит им приходится на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу деятельности, особенностям речи, стилю преподавания, требованиям каждого учителя.
- Происходит смена позиции ребенка – из «старшего » в начальной школе он становится «младшим» в средней.
Что бы лучше понимать, что происходит с Вашим ребенком, нужно знать об общих возрастных особенностях младших подростков.
Для пятиклассников характерно:
- направленность на общение, особенно со сверстниками, возникает потребность в достойном положении в классе, стремление избежать изоляции в коллективе, обзавестись верным другом.
(если в начальной школе ведущая деятельность: учебная, то в данном возрасте: общение)
- в этом возрасте отмечается повышенная утомляемость;
- ярко выраженная эмоциональность;
- переоценка своих возможностей
- стремление отделиться от всего подчеркнуто детского (когда называют ласково, детская одежда, игрушки);
- отсутствие авторитета возраста; (не воспринимается разница в возрасте)
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- требовательность к соответствию слова делу; (попусту не обещать, не угрожать, за словом должно следовать дело)
- повышенный интерес к спорту, коллекционированию, музыке и кино.
Необходимо отметить, что период адаптации при переходе в 5 –ый класс может длиться от одного месяца до полугода. Для облегчения процесса адаптации нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- Обеспечьте своему ребенку соблюдение режима дня.
- Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
- При подготовке домашнего задания помогайте ребенку, если он просит, но не делайте вместо него ничего.
- Познакомьтесь с одноклассниками своего ребенка и предоставьте ему возможность общаться с ними и вне стен школы. (позвольте приглашать их к себе домой, вместе гулять).
- В присутствии ребенка о школе и учителях, высказывайтесь только позитивно.
- Учитывайте тип темперамента ребенка. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, новым требованиям.
- Поощряйте ребенка, и не только за учебные успехи, но и за успехи в кружках, вне классной деятельности (стенгазеты, огоньки).
- Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У него непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. (именно в этом возрасте можно заводить собак, других животных, за которых они буду нести ответственность).
- И общая рекомендация на все времена: безусловно принимать ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.